Последнее полугодие ознаменовалось захватом Ульяновска популярными онлайн-агрегаторами Яндекс.Такси и Gett. Не смотря на восторженные отзывы со стороны заказчиков транспортных сервисов, традиционные извозчики и локальные таксопарки находятся в состоянии ужаса из-за потери значительной части заказов и сокращению клиентских баз.
Крупные агрегаторные такси-сети начали освоение России с крупных, целевых мегаполисов и достаточно продолжительное время были представлены эксклюзивно в Москве и Петербурге. Ульяновский таксомоторный рынок, традиционно, был поделен тремя крупными предприятиями – «Максим», «Везет» и «ТапТакси» (бренды «Сатурн», «Мост»). Не смотря на повышенный спрос на услуги, вышеуказанные предприятия все равно испытывали на себе сложности в обслуживании региона, так как местная такси-отрасль находилась, почти монопольно, под влиянием компании «230-230».
Таким образом, сервис «Максим» получил незначительную долю рынка, не сравнимую с популярностью бренда в других городах — даже введение базовых, крайне доступных, тарифных опций под брендом «Поехали» (с минимальной стоимостью поездки в 50 рублей) не дало компании ожидаемого результата. Компания «Везет» напротив, сумела захватить более половины локальных заказов, вложил значительные средства в маркетинг одноименной онлайн-платформы. Предприятие «Сатурн», в свою очередь, упустила момента входа в местную индустрию, поэтому встраивание компании в существующий рынок почти не представляется возможным.
Приход Яндекс.Такси на ульяновский рынок извоза символизировали характерные, ярко желтые, автомобили-такси, наводнившие город. Самой распространенной моделью легкового транспорта в системе Яндекс.Такси является Kia Ceed, машина с повышенным, относительно традиционных транспортных средств, уровнем комфорта. Российский бренд также моментально ввел архи-демократичные тарифы — от 49 рублей за одну поездку. Клиентов компании, благодаря устоявшемуся стереотипу, привлекли классические цвета автомобилей из-за повышенной безопасности поездок на желтых машинах, что естественно является не более чем социальным заблуждением.
Количество ДТП, с участием такси характерной покраски, отнюдь не редкость, и на территории Москвы, такие инциденты происходят регулярно. Процент аварий в Ульяновске значительно ниже, но таксисты все равно, зачастую оказываются замешаны в такого рода инцидентах. Оплата работы водителя в системе Яндекс.Такси – отдельный разговор. Изначальные условия партнерства представляли из себя ежедневный оклад в 1200 рублей с дополнительными бонусными отчислениями за 12-часовую рабочую смену. Из-за того, что основная масса шоферов трудоустроена единственным, крупным локальном таксопарком, руководители последнего достаточно быстро взяли контроль над рабочим графиком.
Областная транспортная структура, без лишних ожиданий, увеличила продолжительность ежедневной смены с 12 до 20 часов и ввела драконовские выработки — планы по выручке, невыполнение которых сулило водителями вычеты и штрафы. Благодаря вмешательству Яндекс.Такси, извозчикам вернули 12-часовой рабочий день, тем не менее неприятный осадок остался. Такое изменение, вполне возможно, может быть связано и с экономией выработки автомобильного ресурса — чем больше транспортное средство проводит на дороге, тем регулярнее ему требуется ремонт и диагностика. Количество частых автолюбителей, сотрудничающих с Яндекс.Такси, увеличилось в объемах, но не в качестве.
Все чаще, на клиентский заказ стали приезжать машины ненадлежащего вида или старых модификаций — таким образом компания пытается расширить транспортный массив, экономя на комфорте пассажиров. Для некоторых автомобилей даже был установлен беспрецедентный тарифный план — поездки не от 50, а от 25 рублей. Процентная ставка шоферов, в рамках Ульяновска, функционирует по следующему алгоритму — чем дороже и продолжительнее маршрут, тем больше комиссия, взимаемая агрегатором. Ранее, Яндекс.Такси высчитывали из конкретного маршрута фиксированную сумму в размере 16% от финальной стоимости, на данный момент, размер отчислений варьируется от 5%, за поездку в 50-70 рублей, до 25%, за поезду от 500 рублей и выше. Предприимчивые шоферы периодически обходят данный алгоритм, интересуясь у клиента стоимостью маршрута, указанной в мобильном приложении, и завершают поездку заранее, упраздняя высокий комиссионный сбор.
Спустя непродолжительное время, на рынок извоза Ульяновска пожаловал и Gett – компания имела завышенный, относительно Яндекс.Такси, ценовой диапазон, но и качество услуг тоже не отставало. Базовые автомобили Gett не зря были отмечены статусом «Эконом-плюс», тем ни менее, на локальном рынке бренд представил «дорогой» тарифный план «Комфорт». Как только клиент разместился в салоне транспортного средства, таксометр Gett моментально начинает отсчитывать минуты в дороге и продолжительность пути — вызов автомобиля будет стоить 45 рублей, при этом заказчику придется заплатить по 7 рублей за каждый километр маршрута, и по 3 рубля за минут.
При превышении 8-километровой дистанции, такса автоматически увеличивается до 15 рублей за 1 километр. Таким образом, в часы мощного трафика или народных гуляний, поездка с Gett могла обойтись заказчику в приличную сумму. Сами водители, подключенные к системе, начали брезговать короткими поездками, что напрямую отразилось на времени подачи автомобиля. В итоге, получив статистические данные, специалисты Gett подогнали цены за «быстрые маршруты» под прямых конкурентов, доплачивая шоферам необходимые суммы до 100 рублей минимальной единичной выручки.
При этом официальная система плановой выработки ужесточилась — изначально, дневной план составлял от 8 заявок с доплатой в 60 рублей за каждую, в данный момент, минимальное количество поездок было увеличено до 12 в день, а бонусные отчисления наоборот, снижены до 40 рублей. Бренд Gett неоднократно обещал водителям поддержание выгодных условий работы, но в какой-то момент, выполнять эти обязательства может оказаться не рентабельным для агрегатора.
Американский бренд Uber все еще «не засветился» на рынке такси Ульяновская, хотя тревожащие умы конкурентов слухи, циркулируют в регионе не первый месяц. Из-за экспансии локальной индустрии крупными агрегаторами, локальные представители «фауны», предприятия «Максим» и «Везет», также начали внедрять собственные программы лояльности, направленные как на привлечение клиентов, так и не поддержание константной водительской базы. При этом, проводить такую внутреннюю политику для местных брендов крайне не выгодно — за их спинами отсутствуют крупные инвестиционные фонды или большие массивы свободного капитала.
Не так давно, по всей России, подавляющее число агрегаторов остановились на фиксированной стоимости поездки в такси. В Ульяновске, такая схема оплаты была внедрена во многих компаниях, чуть ли не изначально. Данный алгоритм тарифицирования, при всей кажущейся демократичности имеет ряд конструктивных недостатков — средний чек за маршруты вырос — заказчики регулярно негодуют, шоферы опасаются совершать поездки в часы пик, так как простой в пробках не будет возмещен, агрегаторы, в свою очередь, начинают терять клиентов и собственноручно сокращают штат частных партнеров-извозчиков.